Кровавое кораблекрушение - самая ужасная трагедия в истории
Контент только для 18+ Сайт MZK1.RU не пропагандирует преступный образ жизни и не побуждает к совершению преступлений. Мы освещаем происходящие и происходившие события так, как это было на самом деле. Каждый преступник должен нести наказание, согласно УК РФ.


Кровавое кораблекрушение

  • Другая История
  • Картина происходящего во время "кровавого кораблекрушения"

    Картина происходящего во время «кровавого кораблекрушения»

    Жестокость, которая воцарилась во время катастрофы лайнера «Ла Бургонь» потрясла весь мир намного больше, чем количество жертв во время этого кораблекрушения. 4 июля 1898 года во время происшествия погиб 561 человек — это практически все пассажиры лайнера, включая женщин и детей. Однако странным образом в живых остался почти весь экипаж, кроме капитана Делонкля, который отказался покинуть тонущее судно и вместе с ним ушел на дно. В истории это ужасное по своим событиям кораблекрушение известно под названиями «Кровавое кораблекрушение» или «Варфоломеевское утро».

    Через кладбище кораблей

    Никто и не предполагал, что вышедший из порта 2 июля 1898 года лайнер «Ла Бургонь» оставит свой отпечаток в истории морских кораблекрушений, буквально через 2 дня после отплытия из Американского Нью-Йорка во Французский Гавр. На борту судна оказалось 128 членов экипажа и 597 пассажиров. Все подобные суда имели каюты первого и второго классов, снабженные электричеством, а также отсеки для перевозки мигрантов.

    Лайнер «Ла Бургонь»

    Лайнер «Ла Бургонь»

    Капитанский мостик занимал профессионал своего дела — капитан Делонкль. И оказалось так, что ни разу не ошибавшийся капитан, в этот раз ушел с курса на 160 миль севернее, и пароход был вынужден пройти мимо острова Сейбл, рядом с которым находилось печально известное «кладбище кораблей». Сам остров в простонародье называли пожирателем кораблей.

    Кладбище кораблей - фото

    Кладбище кораблей

    То роковое утро 4 июля 1898 года не предвещало ничего хорошего. Лайнер вошел в густой туман, разглядеть через который нельзя было ничего — максимум, что видел экипаж и пассажиры, это нос судна и все. Матросы по команде капитана включили сирену, а также ходовые огни, и пошли полным ходом, чтобы быстрее проскочить злачное место. Никто и подумать не мог, что им навстречу несется британский стальной барк «Кромантишир», капитан которого Оскар Хендерсон находился на своем мостике и вглядывался в туман. Он беспокоился больше не о многочисленных песчаных отмелях, находившихся у острова Сейбл, сделавших здесь самое настоящее «кладбище кораблей», а о возможном столкновении с другим судном.

    Кладбище кораблей - фото

    Кладбище кораблей

    Уже когда туман начал рядеть, команда «Кромантишира» услышала отдаленный низкий бас гудка парохода, который мог принадлежать только большому судну. Звук раздавался слева от барка. Когда они увидели движущийся на всех парах «Ла Бургонь», было уже поздно. Хотя Хендерсон успел немного развернуть судно, чтобы столкновение оказалось не таким критичным, удар пришелся в борт, разрушая его, и руша мостики на борту. Когда лайнер оказался у носа «Кромантишира», то напоролся на четырехтонный якорь, который висел над клюзом. Металл начал сдирать обшивку «Ла Бургонь», а в довершение и вовсе разворочал нижнюю палубу с каютами, зацепившись лапой за один из шпангоутов. Цепь якоря лопнула и он упал на пароход, пробив в нем огромную дыру. От этого удара судна еще раз крепко стукнулись, оставляя разрушения, и расцепились, после чего пароход умчался в туман.

    Лайнер «Ла Бургонь»

    Лайнер «Ла Бургонь»

    Во время столкновения на «Кромантишире» погибло только трое человек. Но команда смогла остановить плавучую махину, даже не предполагая, какой ужас выпал на судьбу тех, кто находился на другом корабле, покинувшем место столкновения.

    Варфоломеевское утро

    Пробоина, оставленная якорем, стала заполнять нижнее отделение «Ла Бургони» водой, затопив котельный отсек. Разрушения вывели из строя рулевое управление, и пароход стало уводить по непонятному направлению. Часть системы паропроводов оказалась порванной, и нескольких кочегаров обварило паром.

    Кочегарка парохода

    Кочегарка парохода

    Минуты через три после удара на разрушенном мостике «Ла Бургони» появился капитан Делонкль, и вся палубная команда из кубриков высыпала наверх. Матросы получили приказ откачивать воду ручными помпами. Но лайнер уже имел крен на правый борт, и, зная характер повреждений, Делонкль понимал, что судно спасти невозможно. Тем не менее, он решил попытаться выбросить лайнер на песчаные отмели Сейбла, до которого было примерно 60 миль.

    Капитан перевел ручки машинного телеграфа с положения «Стоп» на «Полный вперед», приказал править по компасу курсом «Норд 10 градусов к осту». Несмотря на сильные разрушения в корпусе, перебитые паропроводы и панику в котельном отделении, машина лайнера заработала, и «Ла Бургонь» рванулась вперед. Механики доложили на мостик, что топки второго котельного отделения будут залиты водой через 10 минут.

    На самом деле это случилось через 5 минут. С каждой минутой правый борт его оседал все глубже. Вода начинала заливать пароход через пробоины, еще только что находившиеся выше ватерлинии. Когда она залила топки, котельное отделение наполнилось едким угольным дымом.

    Лайнер «Ла Бургонь»

    Лайнер «Ла Бургонь»

    Машина «Ла Бургони» остановилась, винт парохода перестал вращаться. В наступившей тишине, прерываемой теперь лишь шипением вырывающегося из машины пара, на палубах «Ла Бургони» раздались крики.

    Когда машина «Ла Бургони» стала, капитан Делонкль приказал всем офицерам явиться на мостик. Отдав команду спасать на шлюпках в первую очередь женщин и детей, Делонкль пожал всем офицерам руку, попрощался с ними и остался на мостике один среди обломков.

    Матросы начали снимать со спасательных вельботов брезенты, и пассажиры бросились занимать в шлюпках места. На лайнере было всего десять гребных судов, из которых три были разбиты в момент удара. Семь оставшихся, конечно, не могли вместить всех пассажиров и команду лайнера.

    Резня в шлюпках

    С момента столкновения прошло всего 5-7 минут, а на палубе парохода уже творилось что-то невообразимое. Не случайно это кораблекрушение в летопись морских катастроф вошло под такими названиями, как «кровавое кораблекрушение» и «варфоломеевское утро».

    Хроники свидетельствуют, что на борту «Ла Бургони» среди пассажиров находилась часть команды одного австрийского парохода, который потерпел крушение у берегов Америки. Пережив одно крушение и спасшись просто чудом, эти люди снова предстали перед фактом неминуемой гибели. Проснувшийся в них звериный инстинкт лишил их человеческого облика.

    Картина происходящего во время "кровавого кораблекрушения"

    Картина происходящего во время «кровавого кораблекрушения»

    В тот момент, когда одни помогали женщинам сесть в шлюпки, поддерживали стариков и бережно передавали младенцев, австрийские моряки револьверами и ножами прокладывали себе дорогу к шлюпкам. Их примеру последовали итальянские эмигранты, которые составляли большую часть обитателей третьего класса. На палубе заблестели лезвия ножей.

    Второй штурман руководил спуском одной из шлюпок левого борта. Он смог посадить в нее женщин и детей. Шлюпка находилась у борта, и глаголь-гаки ее талей еще не были отсоединены, когда с палубы по тросам стали спускаться итальянцы.

    Невзирая на мольбы и крики матерей и плач детей, мужчины-эмигранты, стараясь спасти свою жизнь, потопили шлюпку: хрупкое суденышко не выдержало веса людей и наполнилось водой — матери с детьми оказались в воде. То же самое произошло и со второй шлюпкой.

    Австрийцы пробивались сквозь обезумевшую толпу к большому катеру, который был закреплен на кильблоках по левому борту на носовой палубе. Не зная, как его нужно спустить, они столкнули его в воду и начали прыгать за борт.

    Один из офицеров «Ла Бургони» с трудом разместил в одной из шлюпок левого борта группу женщин и детей. Он надеялся, что матросы позаботятся спустить эту шлюпку на воду, и занялся посадкой женщин в другую шлюпку. Но в шлюпке, где сидели женщины, заело блок кормовых талей, и она с сильным наклоном на нос так и осталась висеть, раскачиваясь на талях.

    Картина происходящего во время "кровавого кораблекрушения"

    Картина происходящего во время «кровавого кораблекрушения»

    Лайнер продолжал валиться на правый борт, вода уже подступала к главной палубе. Из помещений третьего класса на шлюпочную палубу толпой лезли охваченные страхом полуодетые эмигранты. Попытки офицеров лайнера сдержать их натиск не имели успеха. Офицеров уже никто не признавал, повсюду царили анархия и беспорядок.

    В носовой части парохода, где матросы раздавали из большого ящика спасательные нагрудники, шли непрерывные драки, люди вырывали друг у друга эти, ставшие теперь на вес золота, предметы и в спешке надевали их на себя.

    Матросам «Ла Бургони» было не до объяснений, как правильно надевать и завязывать нагрудники. Позже выяснилось, что именно это многим пассажирам стоило жизни. Они завязали нагрудники слишком низко — по талии, вместо того чтобы закрепить их ремнями на уровне груди. Позже в местах, где затонула «Ла Бургонь», нашли десятки трупов, которые плавали вверх ногами.

    Финал драмы был уже близок — и с минуты на минуту «Ла Бургонь» должна была опрокинуться на правый борт. Ни водонепроницаемые отсеки лайнера, большая часть дверей в которые была закрыта, ни продольные переборки котельных отделений, делящие их на две части, не спасли лайнер от гибели. Его запас плавучести и остойчивости был на исходе.

    Картина происходящего во время "кровавого кораблекрушения"

    Картина происходящего во время «кровавого кораблекрушения»

    До самой последней минуты на лайнере шла отчаянная борьба за жизнь. Те, кому не нашлось места в шлюпках, столпились на палубе под ходовым мостиком вокруг капитана. Делонкль ободрял этих несчастных советами, как нужно прыгать за борт, если судно начнет опрокидываться. Среди этого беспорядка и ужаса он был бессилен что-либо изменить. Этот человек, возвращения которого на берегу ждали жена и пятеро детей, не имея в душе никакой надежды на спасение, сохранял мужество и самообладание.

    Рядом с капитаном стоял пассажир, жену которого задавили в свалке у шлюпки, и держал на руках двух голых кричащих младенцев. На синеющих от холода детей кто-то набросил плед, снятый со своих плеч.

    Крушение лайнера «Ла Бургонь»

    Крушение лайнера «Ла Бургонь»

    Через два дня после гибели «Ла Бургони» нью-йоркская «Таймс» вышла под таким заголовком: «Это был французский корабль, и с него спаслась лишь одна женщина». К великому позору Франции это был неоспоримый факт. Из двухсот женщин, пятидесяти грудных младенцев и тридцати детей постарше выжить удалось только одной женщине. Всего же спаслись пятьдесят девять пассажиров (одна десятая часть) и сто пять (из ста двадцати восьми) членов экипажа.

    Единственное, что хоть как-то могло реабилитировать французских судовладельцев в глазах мировой общественности, был факт гибели при исполнении служебных обязанностей всех (кроме одного) офицеров лайнера. Выжившим офицером оказался один из штурманов — Делинж. Однако спасение его было абсолютно случайным — в адрес штурмана не последовало ни одного нарекания со стороны очевидцев катастрофы.

    Исход драмы

    Делинж признал факт, что «Ла Бургонь» в течение всей ночи шла в тумане полным ходом, неся включенными ходовые огни и все время подавая гудки. Но ответственность за это полностью лежала на капитане Делонкле, который погиб вместе со своим судном. 25 сентября 1898 года в Галифаксе с капитана «Кромантишира» полностью были сняты все обвинения.

    В течение последующих долгих месяцев и даже лет драма у острова Сейбл занимала почти всю мировую прессу. Американская газета «Нью-Йорк Мэйл энд Экспресс» через два дня после гибели «Ла Бургони» констатировала: «Каков бы ни был приговор суда в отношении управления лайнером, как до столкновения, так и после, факт остается фактом: в истории трагедий на море, сохранившихся в памяти человечества, подобного еще не было».

    Перед тем как лайнер опрокинулся, капитан Делонкль, второй штурман Дюпон и рулевой Деваль поднялись на разрушенный мостик. Вода уже подошла к их ногам. Жизнь парохода исчислялась теперь секундами.

    Делонкль схватил линь малого аварийного гудка и потянул: над пароходом раздался пронзительный гудок, он пронесся над покрытым туманом океаном как крик агонии. Потом волны скрыли ходовой мостик лайнера.


    Прокомментировать


    
    

    Архивы


    Информационный портал www.mzk1.ru