Ключевая фигура
Контент только для 18+ Сайт MZK1.RU не пропагандирует преступный образ жизни и не побуждает к совершению преступлений. Мы освещаем происходящие и происходившие события так, как это было на самом деле. Каждый преступник должен нести наказание, согласно УК РФ.


Ключевая фигура

  • Другая История
  • Астемиров

    Астемиров — одна из ключевых фигур в исламистском подполье

    В ночь на четверг в Нальчике проходила серьезная спецоперация.

    На улице Мечникова — в самом центре города — совместные силы МВД и ФСБ выкуривали из многоквартирного дома боевиков. Бой затянулся больше чем на 15 часов — закончили только после обеда 28-го числа.

    По первоначальным сообщениям представителей МВД Кабардино-Балкарии, в доме были блокированы четверо участников бандитского подполья, и среди них был Анзор Астемиров, также известный как Сейфуллах — эмир Кабардино-Балкарского участка «Кавказского фронта», объединяющего исламистские террористические группы на Кавказе.

    Несколькими часами позже МВД поправилось: боевиков было всего двое, оба убиты, присутствие Астемирова среди них — под вопросом. Якобы потребуется экспертиза, чтобы подтвердить, что это был действительно он. Однако сайт боевиков «Кавказ-центр», обычно расторопный в таких вопросах, не стал опровергать первоначальную информацию: среди убитых был именно Анзор Астемиров.

    Астемиров — одна из ключевых фигур в исламистском подполье. Любопытна история его «карьерного роста» — Астемиров, изначально не обладая значительным авторитетом среди братьев, «вырос» на нетерпимости российских спецслужб к исламским религиозным обществам, когда те еще существовали на легальных основаниях.

    Астемиров — кабардинец из знатного рода. Получил хорошее духовное образование — с детства читал Коран по-арабски, а в начале девяностых официальное Духовное управление мусульман КБР (ДУМ) направило его учиться в Саудовскую Аравию.

    У Астемирова были амбиции. Вернувшись, он стал претендовать на влиятельные позиции в сфере духовного руководства мусульманами Кабарды. В конце девяностых он сблизился с Мусой Мукожевым — лидером тогда еще открытого Кабардино-Балкарского джамаата. Астемиров стал как бы замом Мукожева — видный член общины, но не лидер.

    В те годы Астемиров нередко попадал в поле зрения ФСБ по террористическим подозрениям. Но он был еще вполне публичной фигурой. В 2002-м его даже назначили заместителем директора по научной работе Кабардино-Балкарского института исламских исследований. Это было светское представительство джамаата. Сообщалось, что Астемиров вел научную работу и даже выезжал в Москву на конференции.

    Тем временем разлад между «молодыми верующими» и традиционными — находящимися под руководством Духовного управления мусульман КБР — многократно усилился. Разногласия между сторонами сводились к политическим аспектам богословских вопросов. ДУМ обвиняло оппонентов в симпатиях к бандитскому подполью; «молодые верующие» обвиняли муфтиев в стяжательстве и сотрудничестве с органами. У «альтернативных» верующих начались большие проблемы с милицией, которая боролась с ними средневековыми методами.

    Астемиров ушел в подполье, а Мукожев в ходе этого противостояния, наоборот, стал невероятно популярной фигурой — на его пятничные проповеди в Вольноаульскую мечеть (это пригород Нальчика) собирались тысячи верующих. Свои проповеди Мукожев читал не по-арабски, а по-русски, чтобы не давать оппонентам возможность обвинить его в экстремистских воззваниях. Неоднократно он публично заявлял, что едва сдерживает джамаат от открытого вооруженного выступления. Однако с официальной стороны никто не обращал внимания на эти его заявления.

    После Беслана борьба с ваххабизмом пошла особенно активно, одна за другой стали закрываться «неофициальные» мечети. Между духовным лидером джамаата Мукожевым и его сподвижником Астемировым назрело противостояние, чтобы не сказать конфликт. Астемиров, которого до сих пор все считали больше «кабинетным работником», настаивал на том, что пора брать в руки оружие, а Мукожев говорил, что нужен компромисс. Компромисс не нашелся. Астемиров возглавил первое крупное выступление в Кабарде — нападение на нальчикский госнаркоконтроль в декабре 2004 года.

    Астемиров был одним из организаторов нападения на Нальчик 13—14 октября 2005 года, Муса Мукожев в этих событиях тоже участвовал. На сайте «Кавказ-центр» он в своем выступлении фактически признал, что был неправ насчет возможности мирного разрешения конфликта. Уже будучи встроенным в вертикаль подполья, Мукожев в своих позициях сильно потерял. Астемиров же, напротив, за счет дерзких операций выбился в первые лица. Именно его группе приписывают убийство пятерых егерей и четверых охотников (в погонах) в Чегемском лесу. Его же подозревают в причастности к убийству начальника УБОП МВД КБР Кярова. Были достижения и на идеологическом фронте: в 2007 году Докку Умаров назначил его главой Шариатского суда самопровозглашенного Кавказского имарата.

    Об уничтожении Мукожева стало известно 11 мая, сообщалось, что убит «ближайший сподвижник Анзора Астемирова». 28 мая, по всей видимости, был убит и сам Астемиров.



    
    

    Архивы


    Информационный портал www.mzk1.ru